20 января в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей состоялась лекция «Старинные партитуры», первая
из цикла «
Нотно-музыкальный
отдел рассказывает»
.
Абрахам Босс. Музыканты. 1638
В первой лекции цикла, посвящённой старинным партитурам из нотного фонда Ленинки, были рассмотрены экземпляры французских опер XVII — начала XVIII столетия, которые относятся к особо редким и ценным изданиям. Это партитуры опер
Жана-Батиста
Люлли «Армида», Андре Кампра «Альцина» и
Жана-Жозефа
Муре «Празднества, или Триумф Талии».
Слушателям представилась уникальная возможность увидеть прижизненные издания опер и балетов времён правления Людовика XIV и Людовика XV, полистать страницы старинных партитур, которые, возможно, держали в руках зрители спектаклей в Королевской академии оперы. Примечательно, например, уведомление, адресованное зрителям
Жаном-Жозефом
Муре: он «добавил в партитуру новые номера и просил заранее перед представлением с ними ознакомиться, для того чтобы в процессе исполнения не отклоняться от основной линии спектакля».
На лекции была подробно рассмотрена деятельность Людовика XIV, в годы правления которого закладывались музыкальные традиции национального масштаба. Благодаря особому пристрастию короля к музыкальному театру в 1669 году была основана Королевская академия музыки (ныне Парижская национальная опера, или
Гранд-опера).
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Главным композитором эпохи
«короля-солнца»
был
Жан-Батист
Люлли
(1632—1687)
, итальянец по национальности, определивший стиль французского барокко. Опера Люлли «Армида», ноты которой демонстрировались слушателям лекции, написана в 1686 году по сюжету поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». На её примере были показаны особенности музыкального стиля композитора, а также его новые «изобретения»: разработанная структура оперного цикла, строго установленный состав оркестра, жанр «французской увертюры».
Другое редкое издание, представленное на лекции, — партитура
оперы-балета
«Альцина» (1705) композитора Андре Кампра
(1660—1744).
Кампра был яркой фигурой музыкальной жизни Франции конца XVII — первой половины XVIII века. После смерти Люлли он считался главой школы французского барокко. В отличие от Люлли Андре Кампра никогда не состоял на королевской службе и никогда не имел придворной должности. В 1681 году, когда ему исполнился двадцать один год, Кампра принимает сан священника и посвящает себя духовной музыке, имея при этом тайное пристрастие к музыкальному театру. Лишь в 1700 году он становится дирижёром Королевской академии музыки и танца.
Его опера «Альцина» на сюжет поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» написана в жанре музыкальной трагедии, как и сочинение Люлли. Первое исполнение «Альцины» оказалось провальным, а спустя пятьдесят лет после смерти композитора постановка оперы была восстановлена, что принесло ей заслуженный успех.
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Ещё одним произведением, с которым познакомились слушатели, стала партитура
оперы-балета
«Празднества, или Триумф Талии»
Жана-Жозефа
Муре
(1682—1738).
Муре был одним из почитаемых парижских композиторов
1720—1730-х годов,
его музыка пользовалась широкой популярностью. Партитура «Празднеств» была издана в 1714 году, сразу же после премьерного исполнения.
Самое пристальное внимание было уделено на лекции следующим особенностям старинных изданий:
-
формат —
ин-фолио,
ин-кварто;
-
обложка, чаще кожаная, с золотым тиснением или декоративным орнаментом;
-
оформление титульного листа — помимо названия произведения и перечисления всех регалий композитора указывались имена гравёра и издателя, адреса магазинов, цены партитуры без переплёта и в переплёте;
-
изысканные
гравюры-иллюстрации,
на которых можно увидеть события, происходящие на сцене среди дворцовых интерьеров, героев в театральных костюмах, а также музыкальную нотацию.
Вызывают интерес и размещённые в нотах королевские привилегии — они предоставляли собственнику
музыкально-сценического
произведения исключительные права на издание и постановку.
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Лекция сопровождалась презентацией, непосредственным знакомством со старинными нотами и прослушиванием фрагментов музыкальных сочинений. Присутствующие услышали такие произведения
Жана-Батиста
Люлли, как увертюра к опере «Армида», фрагмент мотета «Te Deum», сонаты для трубы и органа. Из произведений Андре Кампра прозвучали мотеты «Где Ты, Боже мой», «Благословен Господь» и фрагмент увертюры к
опере-балету
«Галантная Европа». Также звучали записи сочинений
Жана-Жозефа
Муре — фрагменты
опер-балетов
«Празднества, или Триумф Талии» и «Любовные страсти богов».
Следующая лекция из цикла «
Нотно-музыкальный
отдел рассказывает» состоится 19 мая. Её тема — «Автографы композиторов на страницах нот».
Подробнее обо всём цикле